Выставка японских бонсай открылась в ботаническом саду МГУ

Первые бонсай в России появились в «Аптекарском огороде» еще до революции

Первые деревья бонсай в России появились в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» не позднее рубежа XIX-XX веков. Об этом сообщает пресс-служба заведения.

«Ранее мы писали, что в Советском Союзе деревья бонсай впервые увидели в 1976 году, когда супруга японского посла госпожа Сигемицу передала в Главный ботанический сад Академии наук СССР около 50 деревьев. Однако… Мы скрывали правду! Скрывали, ибо хотели кое-что проверить и удостовериться, что это действительно правда. Оказывается, бонсай были и в дореволюционной России — начиная с конца XIX века. И главное — не исключено, что первые японские деревья бонсай появились в России именно в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»!», — рассказал ландшафтный архитектор «Аптекарского огорода» Артём Паршин.

Справедливости ради надо сказать, что в Санкт-Петербурге, в Ботаническом саду Ботанического института, бывшем до революции главным ботаническим садом Российской Империи, тоже в начале XX века была коллекция бонсай. Вот, что нам сообщили наши санкт-петербургские коллеги: самое ранее упоминание о бонсай датировано 1917 годом, когда «удалось получить… коллекцию от владельца частных оранжерей П.П.Дурново, в том числе карликовые японские хвойные». Но уже в отчете за 1927 год сказано, что «много оранжерейных растений погибло за годы революции, Гражданской войны и разрухи… в том числе карликовые бонсаи».

Таким образом, в 1920-1950-х гг. деревья бонсай в России были, скорее всего, только у нас, в Ботаническом саду МГУ. По-видимому, и появились они у нас раньше, чем где-либо в нашей стране — не позже рубежа XIX–XX веков.

В библиотеке есть несколько старых фото миниатюрных деревьев, которые были в саду в это время, но фактов и записей сохранилось мало.

По словам Паршина, неизвестно откуда и когда именно были получены эти растения. Также не удалось сохранить и сами растения. Но в 1950-х годах за ними умел ухаживать кто-то из старых садовников. Затем, по-видимому, опыт не был передан новому поколению, и коллекция постепенно исчезла. Последние два японских клена были живы еще в начале 1990-х. Не обрезанные правильно в течение нескольких десятилетий и пересаженные из маленьких контейнеров в обычные горшки, они изрослись, превратились в уродцев и вскоре погибли. Однако в саду бережно хранятся несколько старых плошек из-под бонсай.

Когда всемирно известному мастеру из Японии Масуми Томохиро, который проводит сейчас в «Аптекарском огороде» мастер-классы «Искусство бонсай», показали старые фотографии наших бонсай начала века и сохранившиеся у нас старые плошки, он сказал, что деревья точно японские. По его словам, это видно и по стилю работы, и по подбору пород. Из двух уцелевших плошек одну он определил как фарфор китайской работы — скорее всего, из Нанкина, а вторая – глиняная – скорее всего, японская.

Он также поразился, что в России культура бонсай имеет такую давнюю историю, и что в Москве были настоящие деревья, привезенные в то время из Японии, а также что в России сохранились такие старые фотографии бонсай (начала XX века), потому что в самой Японии едва ли есть фото бонсай такого возраста.

Судя по всему, и первый Японский садик в России, пусть и крохотный, был устроен тоже именно в «Аптекарском огороде». Сюда на лето из субтропической оранжереи выносили все карликовые деревья. У каждого была большая табличка, благодаря чему мы точно знаем, что именно за деревья у нас были.

А вот еще две редких фотографии 1920-х годов. На одной неизвестный человек держит бонсай из дуба. На другом фото — маленький матрос в бескозырке рядом с миниатюрным японским ландшафтом в китайском фарфоровом контейнере. Интересно, как сложилась судьба у этого мальчика?

Бонсай для начинающих

Бонсай — искусство не легкое. У опытных садоводов уходит много времени и сил для достижения поставленной цели, не говоря уже о новичках. Но при большом желании и правильном настрое выращивание в комнатах или на участке станет настоящим хобби, которое можно довести до совершенства.

Важно! Полив должен быть регулярным, при каждом высыхании почвы

Бонсай: с чего начать новичку

Прежде чем приступать к созиданию бонсай, с чего начать новичку, нужно тщательно продумать. Есть специализированная литература, в которой рассказывается детально, бонсай — что это значит, расписываются мастер-классы.

Книги о бонсай

Сделать бонсай для начинающих будет проще, если руководствоваться книгами:

  • П. Лесниевич «Бонсай: самое подробное руководство». Это одна из самых удачных книг, в которой все расписано максимально детально;
  • Б. Вернер «Бонсай в нашем доме». Автор раскрывает особенности формирования кроны, дает рекомендации по поливу;
  • И. и Р. Самсон «Как создать бонсай». Книга хороша тем, что в ней расписывается, как создать бонсай в саду, домашних условиях и оранжереях.

Обратите внимание! К сожалению, русскоязычной литературы крайне мало. Помогут постичь необычное дело видео и презентации на эту тематику на специализированных интернет-сайтах

Основной набор для выращивания

Чтобы получить красивый результат, нужно запастись специальным набором, в который входят все необходимые инструменты, грунт и горшок. Основные инструменты:

  • средние ножницы для обрезки молодых, тонких побегов;
  • кусачки вогнутые, предназначенные для удаления толстых веток;
  • кусачки выпуклые используются для формирования ствола;
  • кусачки или ножницы с режущей кромкой для обрезки корневой системы;
  • нож корневого кома применяется при пересадке;
  • пилка необходима для надсечения веток;
  • проволока для формирования кроны с молодых веток;
  • пинцет с изогнутым носом. С его помощью удаляются ненужные почки.

Без специального набора проводить обрезку практически невозможно

Также в набор входят семена и удобрение. Почву можно сделать самостоятельно:

  • хвойники — песок (2 части), дерновая земля (3);
  • бонсай цветущий — дерновая почва (7), земля с перегноем (1), песок (3);
  • лиственные породы — песок (3), дерновая земля (7).

Лучше всего использовать специальную почву, которая идет в наборе. Она обогащена всеми необходимыми минералами и питательными веществами.

Важно! Куст нуждается в удобрении. Подкармливать его нужно 1 раз в 2 недели

Какие существуют стили

Уличный бонсай или комнатный можно формировать в различном стиле:

  • Хокидати (веерный) — лиственная основа, прямой ровный ствол;
  • Теккан (вертикальный формальный) — широкое основание ствола и сужение к верхушке;
  • Мойоги (вертикальный неформальный) — ствол имеет S-образную форму;
  • Сяккан (наклонный) — ствол нагибается на одну сторону;
  • Кенгай (каскадный) — верхушка вертикального ствола опускается вниз;
  • Хан Кенгай (полукаскадный) — верхушка вертикального ствола направлена вниз в сторону;
  • Бунзинги (богемный) — вертикальный ствол с небольшой искривленностью абсолютно лысый;
  • Фукинагаси — все ветки направлены в одну сторону;
  • Икадабуки (упавший) — горизонтальный лежащий ствол, с которого вытягиваются вверх ветки;
  • Сяримики (мертвый) — ствол с частично снятой корой.

Один из самых известных стилей — секийою — корни оплетают камень.

Калейдоскоп разнообразных стилей

Древняя история бонсай

Цель бонсай — вызвать размышления у зрителя и изобретательность у производителя. Оно происходит от древней китайской традиции пенцзин , или пензай . В 6 веке японские имперские и буддийские студенты посетили Китай и начали привозить товары, в том числе контейнеры, наполненные растениями. Японский дзен-буддизм изменил эти контейнеры, убрав дополнительные статуэтки и предметы, которые не были необходимы для его минималистских учений.

Примерно в 14 веке выращивание деревьев бонсай стало входить в массовую культуру. В 1383 году в пьесе, написанной Дзэами Мотокиё, был изображен бедный самурай, который сжег свой последний оставшийся бонсай, чтобы отогреть странствующего монаха. Он быстро завоевал популярность, а остальные стали историей.

Искусство бонсай настолько хорошо сохраняется и лелеется, что самому старому живому дереву бонсай, считающемуся национальным достоянием Японии и в настоящее время находящемуся в коллекции Императорского дворца в Токио, более 500 лет!

После Второй мировой войны культура и идеи Японии стали более доступными, и поэтому данное искусство становилось все более популярным в мире. В настоящее время существует более 1200 книг о бонсай на более чем 26 языках и в 90 странах. Впрочем, нетрудно понять, почему. Прогуливаясь вокруг дерева и глядя на то, как тщательно выращена каждая сосновая иголка или ветка, чувствуешь себя так же, как стоишь в благоговении и проверяешь каждое пятнышко краски на классической картине.

Появление бонсай в Японии

Первое упоминание о Бонсаи в Японии относится к периоду Камакура (1192-1333) в записях синтоистского святилища семьи Фудзивара Касуга, но изображённые события относятся к периоду Хэйан (794-1191), что указывает на то, что Бонсаи появилось гораздо раньше.

Бонсаи с плодами

Бонсаи с плодами

Вероятно еще в VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны, а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.

Записи периода Камакура говорят о том, что карликовые деревья искали на полях и в горах, а затем их уже превращались в Бонсаи. Знаменитый монах Но, создававший Hachi-no-ki (растения в горшке), работал с такими растениями как слива, вишня, сосна. Это также подтверждает, что Бонсаи появилось до 800-х годов.

Первые изображения Бонсаи появились в знаменитых свитках священника того времени Хонен (1133 — 1212 гг.). Изображения показывали деревья в их натуральном виде, растущими в мисках, стоящими на полках.

Осенние бонсаи

Осенние бонсаи

Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии.

В эпоху Эдо (1603—1868), подражая аристократии, к выращиванию карликовых деревьев приобщаются простые горожане. Любимые породы того времени: сосна, можжевельник, криптомерия и слива. В это время такие искусства как каллиграфия бонсаи, экибана достинают своего расцвета и нередко представлены в домиках для чайной церемонии. В те годы он был главным образом садовым растением и украшением сада, в дом бонсай заносили только на короткое время. Он ставился в нишу-токонома и должен был гармонировать с комнатой.

Бонсай в комнате

Бонсай в комнате

В конеце ХІХ века, когда Япония активно перерабатывает западные традиции, был относительным затишьем для искусства бонсай.

В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) большим событием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Вплоть до 19 века их разыскивали в горах по всей стране, когда начало развиваться и искусственное культивирование — высадка черенков, отводки, деление, прививки. Наиболее подходящей для бонсай считалась китайская и японская керамика, антикварная и новая. Развивались и методы любования бонсай.

Цветущие бонсаи

Цветущие бонсаи

Мир в глиняной плошке: выставка бонсай и художественной миниатюры

Япония – одна из самых загадочных стран мира, ее культура привлекает своей многогранностью и многоликостью. Поэтому организаторы выставки приглашают ценителей искусства державы восходящего солнца посетить свой проект. Гостям мероприятия будет представлено множество видов бонсай, выращенных искусными садоводами России и доставленные из Японии.

Бонсаи в выставочном зале Аптекарского огорода

Экспонатами проекта станут хвойные, лиственные, вечнозеленые и цветущие миниатюры деревьев. Планируется, что в общей сложности, будет размещено свыше 60 растений, выполненных в самых разнообразных стилях. Некоторые из них – очень редкие авторские работы, представляющие колоссальную ценность для коллекционеров.

Среди экспонатов будут находиться очень редкие многолетние растения, возраст которых составляет сто лет и более, а также экземпляры, имеющее многовековую историю.

Выставка Мир в глиняной плошке:хвойный бонсай

  • 80-летние и 100-летние бонсай из бука, выращенные в классическом прямостоячем стиле Токкан;
  • 100-летний бонсай из тсуги (хвойное дерево из семейства Сосновых);
  • 70-летняя белая японская сосна (разновидность сосны мелкоцветковой Pinus parviflora), сформированная в каскадном стиле.
  • 40-летний клен дланевидный, выполнен в одном из основных стилей бонсай – Сокан. Он представляет собой дерево с двумя стволами, растущие с одного корня, поэтому такое растение еще называют «мать» и «дитя».

Выставка в аптекарском огороде: 100-летний бонсай из бука Гостям выставки также представится возможность полюбоваться знаменитым бонсай, созданный из японской сливы Умэ, экспозиция выполнена в каскадном стиле Кенгай. Это деревце встречается в каталогах коллекционеров Японии еще с 1960 года, но никто не может определить его точный возраст, так как внешний вид растения практически не изменился с той поры.

Выставка в аптекарском огороде: бонсай из японской сливы умэ

Кроме осмотра экспонатов гости площадки смогут принять участие в увлекательных мастер-классах от самых именитых мастеров растениеводства, которые поделятся своими секретами выращивания бонсай в плошках. Также будет организован конкурс на лучшее японское лирическое стихотворение в стиле хайку. Победители поэтического соревнования будут награждены памятными призами.

Выставка в аптекарском огороде: бонсай из фикуса низкорослого

Как любоваться Бонсай

Чтобы оценить бонсай следует начать рассматривать его снизу вверх, сначала оценив дерево в целом, потом перейти к рассмотрению его частей:

Сначала нужно оценить распространение крепких и красивых корней
Потом величественый внешний вид, отражающий возраст дерева
Перейдя к изучению формы веток, обратите внимание на их изогнутую форму. Наличие прямых торчащих ветвей в бонсай считается ошибкой.
В заключении следует оценить характер произведения, попробовать постичь характер мастера и индивидуальность данной работы, ведь не бывает двух похожих бонсай также как нет и одинаковых людей.. Зимние бонсаи

Зимние бонсаи

Зимние бонсаи

Зимние бонсаи

Для любования Бонсай как правило выбирают весну или осень, но знатоки любят также и зимние деревья, которые уже сбросили листву. Также для любования бонсай желательно знать к какому виду оно относится, уметь разливать разные виды сосен и можжевельника.

Существует как минимум 12 стилей Бансай, различающихся по форме дерева. Знатоки могут оценить красоту бонсай, различая стили, а также зная, какие ошибки нужно избегать.

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Выставка “Искусство бонсай”

Просмотров: 1248 |

Священная посуда и горы бессмертных

Первый, наиболее архаичный слой относится к подносу «Пен», форма которого повторяет ритуальные миски культур Яншао и Мацзяяо, существовавшее в 5 –3 тыс. д.н.э. в бассейне желтой реки Хуанхэ.

Ритуальные подносы «Пен» культур Яншао и Мацзяяо,

Ритуальные подносы «Пен» культур Яншао и Мацзяяо,

В этих древних неолитических протокитайских культурах появляются первые символы инь-янь, свастики, первые китайские барабаны, то есть активно формируется наиболее архаичные формы китайской мифологии, в основе которой лежит культ предков.

Уже в эпоху первых китайских государств Шан (1600 –1046 д.н.э.) и Джоу (1050–771 д.н.э.) эти подносы использовались во время дворцовых ритуалов и церемоний, предположительно связанных с почитанием предков.

Во времена династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) китайцы — простые люди, ученые и жрецы — на подносе Пэн начали создавать миниатюрные горные ландшафты и украшали ими свои дома и сады. Иногда они использовались в качестве курильниц для благовоний — тогда их называли «бошанлу», то есть «волшебные горные жаровни». Эти горы покрывали мхом, рядом ставили миниатюрные фигурки людей и животных. Можно встретить упоминания об использовании подобных предметов и во времена династии Цзинь. Тогда камни считались убежищами духов. Религиозное поклонение камням самым тесным образом связано с даосизмом, новой религией, сформировавшейся в Китае на основе всех предшествующих.

Некоторые бошанлу создавались в форме Трех Островов Благодати — Йиньчжоу, Фаньчжан и Пенглай, — где жили бессмертные боги. Считалось, что боги обитают в таинственных, окутанных тучами Западных горах.

Березу в японской технике бонсай покажут в «Аптекарском огороде» 12 мая


Фото: пресс-служба «Аптекарского огорода»

Посетители Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» смогут полюбоваться выставкой «Бонсай – миниатюрные пейзажи из живых российских деревьев». Она пройдет с 12 по 19 мая в рамках XVII Весеннего фестиваля цветов, сообщает пресс-секретарь ботанического сада Ольга Архипова.

На выставке представят знакомые всем деревья и кустарники Средней полосы и юга России: яблони, дубы, березы, боярышник, красную смородину, выращенные и оформленные по традициям легендарной японской техники бонсай. Большинству деревьев уже несколько десятков лет, в ряде случаев – более 60-ти, а по своим миниатюрным размерам они походят на обычные комнатные растения.


Фото: пресс-служба «Аптекарского огорода»

Как пояснил директор «Аптекарского огорода» Алексей Ретеюм, майская выставка бонсай станет уже второй, однако, в этом году ее темой решили сделать растения, которые знакомы всем жителям России, но при этом преобразились под влиянием древнего японского искусства.


Фото: пресс-служба «Аптекарского огорода»

По словам Алексея Ретеюма, автором необычных композиций является российский мастер бонсай Андрей Дарусенков. Все экспонаты выставки живут в условиях Подмосковья, а некоторым из них даже удалось завоевать награды на международных конкурсах бонсай. Андрей Дарусенков изучал технику создания миниатюрных деревьев во время поездок в Японию и теперь регулярно организует выставки и мастер-классы для любителей бонсай в различных городах России.

Гости ботанического сада также смогут принять участие в обучающих мастер-классах. Они познакомятся с основами этой уникальной техники и узнают, как правильно ухаживать за миниатюрными деревьями в местных климатических условиях.

6 мая в «Аптекарском огороде» состоится вечерний фортепианный экоконцерт «Поющий сад» под открытым небом в честь сезона цветения сакуры. Солировать будут известные лауреаты всероссийских и международных музыкальных конкурсов и фестивалей, а в программе концерта прозвучат оперные арии, старинные романсы, русские и неаполитанские народные песни. Знаменитые произведения Верди, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова исполнят под аккомпанемент коллекционного электропианино.

В мае в ботаническом саду ожидается цветение трех видов сакуры: вишни Саржента (сахалинской), вишни ниппонской (курильской) и вишни пильчатой, а также других многочисленных сортов. Кроме того, в «Аптекарском огороде» растет настоящая сакура из Японии – вишня мелкопильчатая сорта тисима, доставленная со склонов горы Фудзияма.

Подробнее о самых интересных экспонатах и дальнейших планах «Аптекарского огорода» – в интервью m24.ru рассказал директор ботанического сада Алексей Ретеюм.

Искусство «Пэньцзин»

Даосские монахи, переосмыслив индийскую традицию стали выращивать священное дерево буддизма на священной горе из китайской традиции, так в 1-2 веках в империи Хань зародилось искусство «Пэньцзин

Самое раннее изображение бонсай имеется гробнице принца Чжан Хуая, умершего в 706 году во время правления династии Тан (618—907). Копии двух настенных изображений сегодня можно видеть Ботаническом саду Шанхая.

Во времена династии Южной Сун (960—1279) искусство выращивания деревьев в горшках приобрело огромную популярность. Художники соревновались друг с другом, стремясь создать самое совершенное дерево и оформить его с помощью самых красивых камней. Интерес к искусству пенджинга основывался на убеждении в том, что подобные деревья имитируют естественную среду и способствуют медитации.

Таким образом, символизм бонсай изначально содержал три элемента: поднос, скала, дерево. Поднос относился к культу предков, гора была связана с идеей бессмертия и божественного присутствия, а дерево было связано с идеей древа жизни и плодородия.

Китайский Пэньцзин, со скалой и деревом.

Китайский Пэньцзин, со скалой и деревом.

В дальнейшем, под влиянием даосизма бонсай стал обликаться в философские идеи о единстве великого и малого. В 3-4 веках уже стали появляться целые композиции, о чем дошла легенда об императоре, который повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья.

Эта традиция украшения композиции миниатюрными фигурками и камнями до сих сохранилась в китайской версии «Пэньцзин», которое и составляет главное отличие пэньцзина от бонсая, где смотрящему предлагается рассмотреть композицию, содержащей помимо растительной части различные ландшафтные элементы (камешки), фигурки людей, животных и прочее, в то время как в бонсае внимание практически полностью акцентируется на миниатюрном растении

Священное дерево Туласи

Другая традиция, связанная с почитанием священного дерева пришла в Китай из Индии и связана она с Буддизмом на рубеже нашей эры.

В Древней Индии многие растения и деревья использовались в медицинских целях. Врачи и шаманы выращивали целебные растения в контейнерах, чтобы их было легче брать с собой при необходимости. В древних рукописях мы находим рассказ о странствующих индусах, практикующих Аюрведу, медицинскую систему, возникшую еще в 3 тысячелетии до нашей эры.

В Индии с глубокой древности и до наших времен существует культ поклонения священному растению Туласи, которое выращивают в горшке специальной формы. Во многих индусских семьях туласи выращивают в специально построенном алтаре или на веранде дома. В Пуранах и других священных писаниях индуизма о том что туласи является воплощением богини процветания и плодородия, Лакшми.

Священное дерево индуизма Туласи

Священное дерево индуизма Туласи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий